Педиатрия
Педиатрия в Шымкенте - медицинские центры, диагностика, лечение, акции. Возможен поиск c мобильных устройств
Общее
Педиатрия [от греч., ребёнок + лечение] - раздел медицины, занимающийся изучением, диагностикой и лечением детских болезней и уходом за здоровыми и больными детьми любого возраста.
Педиатрия - история
Истоки зарождения педиатрии уходят корнями в глубокую древность.
Известные врачи Древности - Гиппократ, Соран Эфесский, Ибн-Сина и др., в своих работах, выделяли педиатрию из общей медицины.
Например, знаменитый древнегреческий ученый-врач Гиппократ (IV-V века до н.э.) написал книгу «О природе ребенка», в которой отметил разницу между организмом ребенка и взрослого человека, указал на особенности возникновения и течения заболеваний у детей.
А выдающийся представитель арабской школы - врач Авиценна в XI веке в своей книге «Канон медицинской науки» детально описал особенности вскармливания детей и ухода за ними, особенно в раннем возрасте; охарактеризовал многие заболевания и методы их лечения в детском возрасте. Эта книга в течение многих веков была главным учебником при подготовке врачей в европейских медицинских школах.
Развитие педиатрии в Европе как медицинской науки началось с XVII века. Тогда появились первые специальные книги, посвященные детской патологии. Позже, в начале XIX века, были организованы первые детские больницы, появились специальные детские врачи, местом подготовки которых долгое время была Парижская школа педиатров. Только с начала XX века педиатрические школы сформировались и в других странах: в Австрии, Германии, затем в скандинавских странах, Италии, США, Канаде.
В России развитие педиатрии делят на три периода.
Первый период с XVI по XVIII века - никакой систематизации знаний, педиатрия как особая дисциплина еще не выделена. Однако, уже существуют труды, где высказываются мысли по вопросам охраны здоровья детей. Например, об этом писал М. В. Ломоносов, намечая основные мероприятия по охране детского здоровья и указывая на необходимость государственной заботы о роженице и родильнице и борьбы с детской смертностью.
Впервые педиатрию как самостоятельную отрасль медицины выделил профессор-акушер С. Ф. Хотовицкий и определил ее цели и задачи. Он первым выделил из клиники акушерства детское отделение, написал первое русское оригинальное руководство по детским болезням.
Второй период - от начала XIX века до 1917 года. Педиатрия развивается как самостоятельная дисциплина, изменился подход к изучению детского организма – теперь ребенок не рассматривается как маленький взрослый. Следствием стало, открытие специализированных детских больниц и создание кафедр педиатрии. В этот период отмечается подъем в развитии Российской педиатрии, чему способствовали труды Н. Ф. Филатова, описавшего различные заболевания детей, и работы Н. П. Гундобина по возрастным анатомо-физиологическим особенностям детского организма.
Полноценному развитию педиатрии мешало отсутствие государственного подхода - детские больницы и учреждения возникают только по частной инициативе отдельных лиц и поддерживаются частной благотворительностью.
Третий период развития педиатрии начинается с декабря 1917 года, тогда был подписан декрет, определивший задачи охраны материнства и детства. Впервые в истории охрана материнства и детства стала государственным делом. Был разработан целый комплекс государственных мероприятий, направленных на решение вопросов, связанных с охраной здоровья матери и ребенка, с детской заболеваемостью и смертностью, с организацией родовспоможения и охраной труда женщины.
Была создана мощная разветвленная сеть государственных учреждений, занимающихся вопросами охраны здоровья матери и ребенка. Были открыты многочисленные детские поликлиники, больницы, женские консультации, детские сады, ясли, санатории, пионерские лагеря, школы-интернаты, школы продленного дня и многое другое. Весь этот комплекс позволил резко снизить заболеваемость и детскую смертность, а также ликвидировать ряд болезней.
Известные врачи Древности - Гиппократ, Соран Эфесский, Ибн-Сина и др., в своих работах, выделяли педиатрию из общей медицины.
Например, знаменитый древнегреческий ученый-врач Гиппократ (IV-V века до н.э.) написал книгу «О природе ребенка», в которой отметил разницу между организмом ребенка и взрослого человека, указал на особенности возникновения и течения заболеваний у детей.
А выдающийся представитель арабской школы - врач Авиценна в XI веке в своей книге «Канон медицинской науки» детально описал особенности вскармливания детей и ухода за ними, особенно в раннем возрасте; охарактеризовал многие заболевания и методы их лечения в детском возрасте. Эта книга в течение многих веков была главным учебником при подготовке врачей в европейских медицинских школах.
Развитие педиатрии в Европе как медицинской науки началось с XVII века. Тогда появились первые специальные книги, посвященные детской патологии. Позже, в начале XIX века, были организованы первые детские больницы, появились специальные детские врачи, местом подготовки которых долгое время была Парижская школа педиатров. Только с начала XX века педиатрические школы сформировались и в других странах: в Австрии, Германии, затем в скандинавских странах, Италии, США, Канаде.
В России развитие педиатрии делят на три периода.
Первый период с XVI по XVIII века - никакой систематизации знаний, педиатрия как особая дисциплина еще не выделена. Однако, уже существуют труды, где высказываются мысли по вопросам охраны здоровья детей. Например, об этом писал М. В. Ломоносов, намечая основные мероприятия по охране детского здоровья и указывая на необходимость государственной заботы о роженице и родильнице и борьбы с детской смертностью.
Впервые педиатрию как самостоятельную отрасль медицины выделил профессор-акушер С. Ф. Хотовицкий и определил ее цели и задачи. Он первым выделил из клиники акушерства детское отделение, написал первое русское оригинальное руководство по детским болезням.
Второй период - от начала XIX века до 1917 года. Педиатрия развивается как самостоятельная дисциплина, изменился подход к изучению детского организма – теперь ребенок не рассматривается как маленький взрослый. Следствием стало, открытие специализированных детских больниц и создание кафедр педиатрии. В этот период отмечается подъем в развитии Российской педиатрии, чему способствовали труды Н. Ф. Филатова, описавшего различные заболевания детей, и работы Н. П. Гундобина по возрастным анатомо-физиологическим особенностям детского организма.
Полноценному развитию педиатрии мешало отсутствие государственного подхода - детские больницы и учреждения возникают только по частной инициативе отдельных лиц и поддерживаются частной благотворительностью.
Третий период развития педиатрии начинается с декабря 1917 года, тогда был подписан декрет, определивший задачи охраны материнства и детства. Впервые в истории охрана материнства и детства стала государственным делом. Был разработан целый комплекс государственных мероприятий, направленных на решение вопросов, связанных с охраной здоровья матери и ребенка, с детской заболеваемостью и смертностью, с организацией родовспоможения и охраной труда женщины.
Была создана мощная разветвленная сеть государственных учреждений, занимающихся вопросами охраны здоровья матери и ребенка. Были открыты многочисленные детские поликлиники, больницы, женские консультации, детские сады, ясли, санатории, пионерские лагеря, школы-интернаты, школы продленного дня и многое другое. Весь этот комплекс позволил резко снизить заболеваемость и детскую смертность, а также ликвидировать ряд болезней.
Педиатрия сегодня
Сфера научных и практических интересов педиатрии в настоящее время значительно изменилась по сравнению с началом XX века.
Достаточное количество витаминов позволило фактически избавиться от рахита и цинги.
Благодаря разработкам вакцин против полиомиелита, кори, краснухи и некоторых других болезней, а также улучшению антибактериальной терапии осложнений, встречающихся при респираторных вирусных и прочих заболеваниях отступают болезни органов дыхания и острые инфекции.
Антибиотики значительно облегчили лечение пневмонии, менингита, инфекционных отитов, туберкулеза и сепсиса новорожденных.
Гемолитическую болезнь новорожденных при несовместимости матери и плода по резус-фактору теперь можно предотвратить, вводя матери в соответствующий срок специфический иммуноглобулин.
Смертельные в прошлом болезни отступают одна за другой; акцент в подготовке педиатров и в их практической деятельности сдвигается в сторону профилактики детских заболеваний.
Достаточное количество витаминов позволило фактически избавиться от рахита и цинги.
Благодаря разработкам вакцин против полиомиелита, кори, краснухи и некоторых других болезней, а также улучшению антибактериальной терапии осложнений, встречающихся при респираторных вирусных и прочих заболеваниях отступают болезни органов дыхания и острые инфекции.
Антибиотики значительно облегчили лечение пневмонии, менингита, инфекционных отитов, туберкулеза и сепсиса новорожденных.
Гемолитическую болезнь новорожденных при несовместимости матери и плода по резус-фактору теперь можно предотвратить, вводя матери в соответствующий срок специфический иммуноглобулин.
Смертельные в прошлом болезни отступают одна за другой; акцент в подготовке педиатров и в их практической деятельности сдвигается в сторону профилактики детских заболеваний.
Специалисты:
ПедиатрПедиатр-неонатолог
Педиатр-реабилитолог
Методы диагностики
УЗИ, Рентгенодиагностика, КТ, Лабораторная диагностика, Электроэнцефалография, Электромиография, Реоэнцефалография, Картирование мозга, Эхоэнцефалография, Электронейромиография, Ультразвуковая допплерография (УЗДГ), Спирометрия, Пневмотахометрия, Спирография, Осциллометрия, Пикфлоуметрия, Астмамониторинг, Кардиоинтервалография, ЭКГ, Суточный мониторинг ЭКГ, ЭхоКГ, Суточный мониторинг артериального давления, ФГДС, Эзофагогастродуоденоскопия, Ректоскопия, Ректороманоскопия, РH-метрия, суточное мониторирование РH, Цистоскопия, Вагиноскопия, Электрофизиологические исследования глаз (ретинограммы, визоконтрастометрия и др.), Определение остроты зрения, Диагностика рефракции, Измерение внутриглазное давление, Исследования состояния переднего отрезка глаза, Осмотр глазного дна и др.
Методы лечения
Вакцинация, Лекарственные средства, Физиотерапевтические процедуры, Массаж, ЛФК, Мануальная терапия, Иглорефлексотерапия, Бальнеотерапия, Аэротерапия и кислородная терапия, Хирургические методы, в т.ч. Малоинвазивные, Нетрадиционные методы, Фитотерапия, Биореабилитация, Лучевые методы, Лазерные методы, Психологические методы, Химиотерапия и др.